среда, 28 марта 2018 г.

Ученье – свет, а неученье – тьма…


Безусловно, учение – тяжелый труд.  Но видя молодых конкурсантов, которые стремятся реализовать себя в профессии, верится, что труд этот не только тяжелый, но еще и интересный. Сколько вопросов для изучения, сколько неосвоенных методик, сколько мыслей, сколько идей… И благодаря этому «сколько», педагогическая деятельность освещается радостью, улыбками, удовольствием, хорошим настроением и удовлетворением от проделанной работы. Если вчера ты не умел, то уже сегодня узнал, а завтра все получится.
Тем выступлений было много. Они отличались разнообразием, оттого и слушать участников было интересно. Одна из важных проблем, не теряющих актуальности, это воспитание. Сразу несколько конкурсантов выбрали ее, но каждый осветил по-своему. О духовно-нравственном воспитании личности через изобразительную деятельность рассказала Куликова Виктория Анатольевна, воспитатель детского сада № 56: «ИЗО – это выражение эмоций в образах. И результатом его является изложение главного. Человек начинает видеть и чувствовать». О нравственности, но только о ее дефиците, говорила Вехтер Елена Александровна, учитель начальных классов школы № 63, добавив при этом и значимость проблемы воспитания. Она отметила, что это процесс многогранный, который состоит из простых и сложных компонентов: от плакатов в учебном классе до заданий с элементами самооценки.
Понятия «самооценка» и «самоконтроль» в своем выступлении часто использовал Шовкун Дмитрий Николаевич, учитель географии лицея № 137. Важность этих явлений была продемонстрирована в полной мере. Приемы самооценки и методы самоконтроля тоже. Конкурсант пришел к выводу, что их систематическое использование приводит к стимулированию учащихся в учебной деятельности.
Помимо умений оценивать себя и других, успешный человек должен быть инициативным. Такое мнение высказала Лескова Светлана Сергеевна, воспитатель детского сада № 331. По ее мнению, методика С. В. Погодиной – один из инструментов развития самостоятельности и инициативы у детей. Педагог поделилась алгоритмом неклассической техники рисования, также отметила, что в будущем планирует компоновать классические и креативные способы работы.
Логика – необходимый элемент воспитания успешного человека. В этом уверена Маринец Анастасия Владимировна, учитель начальных классов лицея № 54. Она поделилась опытом развития логического мышления у младших школьников через методику обучения решения процессуальных логических задач на перекладывание палочек, а также показала положительную динамику данного способа в действии.
Но человек не может быть успешен без надежной опоры, без крепости. «Мой дом – моя крепость» - первое, что приходит на ум. А где дом, там и семья. Возрождение и поддержание традиционных ценностей во время их изменения – одна из задач педагога. Так считает Дементьева Алена Андреевна, воспитатель детского сада № 87. Ребенок должен чувствовать себя частью семьи. А раз ребенок – это часть семьи, то эту «часть» обязательно нужно любить. В этом уверена Чепукова Наталья Владимировна, воспитатель детского сада № 375. В этом выступлении зрителям были представлены авторские «ключики» по воспитанию («любить больше, чем ругать», «честность по отношению к себе и детям», «дети не обязаны быть удобными» и многое другое), и советы (например, «не увлекаться излишне развитием ребенка»).
Ни одна деятельность не может быть эффективной, если в ней не работают в команде обе стороны: педагог и учащийся. Об этом нам рассказала Киселева Татьяна Михайловна, педагог дополнительного образования Дома детского творчества ОАО. Участница представила свою модульную программу для детей от семи до пятнадцати лет. На протяжении нескольких лет учащиеся пробуют себя в различных видах декоративно-прикладного искусства, затем выбирают приоритетное направление и оттачивают свое мастерство. Такая деятельность несет и практический характер: ребенок может самостоятельно сделать заплатку или пришить пуговицу.
Добиться результатов в таком нелегком труде помогает хорошо развитая моторика рук, которой можно заниматься через различные виды деятельности. Об этом в своем выступлении говорила Филимонова Ксения Константиновна, воспитатель детского сада № 291. Здесь была продемонстрирована часть возможных техник: пальчиковые игры, гимнастика и многое другое.
Очень интересный и полезный опыт был представлен Цимбал Юлией Владимировной, учителем-дефектологом детского сада № 276. Работа по формированию социокультурной среды и расширение социально-бытовых представлений для детей с нарушением зрения. На примере «грустной морковки» (потому что росла она в конце огорода, и никто ее не ел) и слаженной работы воспитателей (поделки, рисунки, мультфильмы) и родителей (создание книжек-малышек, приготовление блюд) было показано, как меняется представление детей о незнакомом ранее овоще.
Совместная деятельность – это и хорошо, и эффективно, особенно если это просмотр мультфильмов. «Мульттерапия - средство формирования  коммуникативных навыков», - уверенно заявила Садуова Сания Касымовна, учитель начальных классов школы № 53. Педагогом была отмечена положительная динамика: дети начинают учитывать мнения окружающих, учатся взаимодействовать с другими.
Огромное количество поставленных перед молодым специалистом задач постепенно выходит за рамки обычного урока. Появляются все новые методики, техники и приемы. Этим с коллегами и зрителями поделились следующие конкурсанты. Так и вышло в случае с Ахметовым Жумажаном Сабиржановичем, учителем географии школы № 110. Конкурсант не только рассказал об интерактивных  методах работы, но и сыграл на гитаре, спев про Амазонку, Ливерпульскую гавань и Бразилию.
«Счастье в Ваших собственных руках», - произнесла главная героиня мультфильма «Маша и медведь» с экрана. И тут все задумались. И над сказкой, хорошо сочиненной и мастерски прочитанной Наймушиной Антониной Валерьерной, учителем начальных классов школы № 63. В произведении говорилось о мотивации учащихся, которую похитили. Спасение и возвращение мотивации как логичное завершение истории.
Но не во всех методах логика была действующим лицом. Техника «перевернутого» урока. О ней жюри рассказала Драч Вера Валерьевна, учитель школы № 135: «Это когда домашнюю работу делают в классе, а классную, наоборот, дома». Такой способ считается эффективным при освоении сложных тем.
В век Интернета и гаджетов мы уже не можем представить себе современный урок без средств информационно-компьютерных технологий. Об их использовании зрителям рассказала Посохова Ольга Сергеевна, музыкальный руководитель детского сада № 134. Молодой специалист продемонстрировала и накопленный опыт (как создавать условия для приобщения к музыкальной деятельности), и продемонстрировала свои вокальные данные. И в заключении посоветовала коллегам быть внимательным к средствам ИКТ, а именно не превращать урок в технический практикум.
От темы компьютерных технологий плавно перешли понятию «игры». Многие участники используют этот термин в своей профессиональной деятельности.  «Геймификация используется сегодня в разных сферах. Я решил применить ее в образовании. Мы создаем игровую модель, где ребята могут примерить разные роли», - поделился опытом Зайнулин Антон Нигматулович, учитель истории и обществознания школы № 143.  Сторонниками игровых методов оказались и другие педагоги.
Заварукина Вера Владимировна, учитель английского языка школы № 24, уверена, что игра, как и творчество, является неотъемлемой частью работы. Элементы игры ведут к развитию познавательных и коммуникативных способностей.
С ней согласилась Власова Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы лицея № 145. Вниманию зрителей были представлены такие методы как «игры-путешествия», «игры-соревнования» и другие.
Перевод игр с английского языка и разработка новых – способ увлечь детей. Так считает Шульга Евгения Александровна, педагог дополнительного образования Детского Эколого-биологического центра.
«Каждый элемент, начиная от оформления кабинета и заканчивая выстраиванием отношений в группе, должен способствовать в реализации идеи», - поддерживает коллегу Алексеенкова Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования "Центра развития творчества детей и юношества "Амурский".
Но игры бывают не только визуальные. Это показала нам Габитова Надежда Юрьевна, педагог Дома детского творчеств ОАО. В стиле басен Крылова аудитория узнала о пользе голосовых игр. Именно они, по мнению Габитовой, способствуют развитию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.
Ну, какая же песня без танца?! Если занятия вокалом полезны, то и занятия хореографией, несомненно, тоже. О «своем» танце и о его поиске поведала Кораблева Юлия Александровна, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества "Амурский". Познавательный процесс ведет к развитию личности. В качестве трансляции опыта была показаны фото- и видеоматериалы с выступлениями обучающихся.
О важности развития творческих способностей высказалась в своем выступлении Севрюкова Лилия Игоревна, учитель начальных классов школы № 78: «Нам просто необходимо заложить потенциал для развития навыков, в том числе и творческих. Заинтересовать можно разными способами от простых (лепки, рисования) до сложных (создание буклетов, ребусов)».
«Любовь к рисованию развивает фантазию, что ведет к раскрытию внутреннего мира ребенка. Искусство – способ выражения чувств и мыслей», - уверила членов жюри Бычкова Мария Сергеевна, воспитатель детского сада № 349. Воспитанники этого педагога реализуют свои идеи с помощью, казалось бы, обычных предметов быта (зубной щетки, губки для мытья посуды, опавших листьев).
Не менее необычным способом реализации творческих способностей детей пользуется Десяткина Ольга Владимировна, учитель-логопед гимназии № 140. «Игры с песком – эффективное средство в образовательной и коррекционно-развивающей деятельности. Благодаря такому средству, у детей появляется интерес к занятиям и  уменьшается эмоциональное напряжение, что благоприятно сказывается на общем состоянии обучающихся», - рассказала конкурсантка.
«Весь мир – театр…». И сфера образования - не исключение. Саенкова Екатерина Андреевна, учитель истории гимназии № 139, продемонстрировала это в полной мере. Эффект присутствия включает в себя творчество, «проживание» и театрализацию. Именно эти компоненты способствуют формированию ценностного отношения к истории.
Эксперимент. Слово, как и сам процесс, представляется нам гаммой чувств: интерес, любопытство, восторг. Про свою любовь к экспериментам зрителями рассказала Петренко Елена Владимировна, воспитатель детского сада № 12/2. «С помощью такого вида деятельности можно развить интерес к образованию. А знания, добытые самостоятельно, являются более прочными», - подвела итог педагог.
Поддержала ее в этом начинании Злыдень Мария Викторовна, воспитатель детского сада № 207. Она показала формулу развития познавательной деятельности, а также пообещала, что в дальнейшем в нее помимо технического конструирования и экспериментирования войдет робототехника.
Конкурсанты представили свой первый педагогический успех. Теперь их ждет следующее испытание – конкурсный урок (для учителей), конкурсное занятие (для педагогов дополнительного образования) и непрерывная образовательная деятельность (для воспитателей).
Пожелаем всем участникам удачи, ведь, как известно, везет сильнейшим!

 Лосич Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
 БОУ г. Омска «Гимназия № 43»,
внештатный корреспондент конкурса


Комментариев нет:

Отправить комментарий