пятница, 12 апреля 2019 г.

ОХ, УЖ ЭТОТ ИЗВЕЧНЫЙ СПОР!


11 апреля в лицее 143 прошло очередное конкурсное испытание «Дискуссия» – процесс выяснения истины посредством аргументированного спора, подразумевающего обсуждение темы «Педагог в современном обществе» с разных сторон и приведение доводов, которые логически обосновывают позиции участников спора. Дискуссию провела Соловьева Т.О., доцент кафедры педагогики ОмГПУ, к.п.н.
На вопрос «Педагог «святой» или профессионал» большинство финалистов ответили, что профессионалом педагог быть обязан, а вот к идеалу он должен стремиться. Ведь профессионализм – это ограниченный круг компетентности, а «святой» – это духовное совершенство.
«В первый год для молодых педагогов актуальными вопросами являются адаптация к профессии и установление контакта с учениками, во второй год — поиск нового знания и передача этого знания учащимся, в третий год доминирующими становятся вопросы качества, техник и способов преподавания». «Согласны ли Вы с таким представлением проблем молодого педагога?», последовал вопрос Татьяны Олеговны. Размышляя над этим утверждением, участники сошлись во мнении, что коммуникация (установление контакта), поиск знаний, техник и способов нельзя развести по годам работы. Все это происходит сразу, здесь и сейчас и длится на протяжении всей жизни.
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, сказал: «Конечно, мы можем мечтать, что у нас будут очень хорошие учителя. Но есть три обстоятельства, которые работают против этой мечты. Первое – учитель стал массовой профессией. Второе – профессия учителя является исключительно утомительной. Третье – сегодня, когда резко увеличилась мобильность, появились альтернативы, очень трудно загнать большое количество людей в эту очень достойную профессию». Наши финалисты готовы поспорить с высказыванием И. Фрумина, потому что любят свою профессию, детей. Для них быть педагогом – это призвание. И они готовы гореть на работе, а не выгорать.
В Новой Зеландии ученые выявили основные факторы, определяющие статус учителя: власть, деньги и слава. В России – это социальный престиж, уважение со стороны учащихся и их родителей; удовлетворенность педагогов различными аспектами своей профессиональной деятельности. Отвечая на вопрос «Что в вашем представлении является критерием статуса педагога?», участники несколько разошлись во мнениях. Юрчук О.Г. сожалеет, что профессия «Учитель» стала услугой, что происходит потеря уважения социума к педагогу. Шульгина А.С. не согласна высказываем Ольги Григорьевны, потому что и вчера, и сегодня родители ведут свое чадо на учителя, значит, надо искать причину в самом себе. Вольф Н.А. меньше всего думала о власти, деньгах и славе, когда выбирала эту профессию. Она шла служить на благо ребенка, а значит – страны. И, несмотря на негативные нападки СМИ, каждый из участников гордится своей профессией и, как сказала Голикова А.И.: «Престиж, уважение, удовлетворение – три вещи неразделимые».
Вопрос относительно формы для педагога не вызвал бурных дебатов, т.к. в дошкольном образовательном учреждении такая форма уже есть, а в школах, по словам Швадченко М.С., «педагог должен иметь право на самовыражение, но деловой стиль никто не отменял».
В высказывании М.М. Поташника, академика Российской академии образования, профессора, д.п.н.: «ФГОС гонит учителей в библиотеки, музеи, концертные залы, театры, картинные галереи, отрывает их от бытовой обыденщины, от вечного бессмысленного круговращения мелких житейских дрязг и проблем. И, тем самым, он будет возвращать им душевное здоровье и молодость, защищая от беды профессионального выгорания», – всех конкурсантов покоробило слово «гонит». Каждый ищет для себя дело, которое нравится, доставляет удовольствие, вдохновляет и дает эмоциональный заряд. В этом мы убедились на следующем конкурсном испытании «Хобби-клуб».
Учитель – это не только профессия, но и образ жизни. А «в жизни, как в школе: самое интересное – перемены»!
Дискуссия показала: участники обладают теоретическими и практическими знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют компетенцию принимать или рекомендовать какое-либо решение. Таким образом, дискуссия, как и полемика или диспут – это спор. Но спор продуктивный, направленный на поиск верного ответа на вопрос.
Людмила Дорохина,

БОУ ДО г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива»

Комментариев нет:

Отправить комментарий