«РАСТЕТ
ТО, ЧТО МЫ ВЫРАЩИВАЕМ В ДУШЕ, –
ТАКОВ
ВЕЧНЫЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ»
И.
Гете
В настоящее время сложилась ситуация,
когда мы говорим о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по
воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на
земле, как люди». Жизненная практика подсказывает, что экология природы не
имеет будущего без экологии души.
Экология души – это качественный уровень
личного духовного развития каждого человека. В человеческой душе формируются
благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость.
Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь
если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если
будет грязной душа – будет грязной экология нашей планеты.
В таких условиях перед образовательными
учреждениями стоит важная задача – воспитать не только образованного
высококультурного человека, но и творческую личность, осознающую свою
ответственность за состояние окружающей среды, за состояние нашего с вами дома.
Чтобы решить эту задачу мы должны направлять свои усилия на возрождение
духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение обучающихся и
воспитанников к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля
мышления, без которого невозможно сохранение жизни на Земле.
Так размышляли финалисты на дискуссии «Год
экологии в России. Экология образования» вместе с Никитиной Светланой Владимировной, доцентом кафедры педагогики
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», к.п.н., отвечая
на вопросы: экология и экологические проблемы, экология человека, экологическое
просвещение, воспитание, культура.
Бишнякова Татьяна Сергеевна,
учитель биологии БОУ г. Омска «Лицей № 143», считает: «Все связано со всем. Мы
– часть природы, поэтому экологическое воспитание нужно начинать с себя».
Нетруненко Ольга Анатольевна,
учитель английского языка БОУ г. Омска «Гимназия № 12 имени Героя Советского
Союза В.П. Горячева», цитируя А.П. Чехова «В человеке должно быть все
прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…», призывает стать примером для
детей и родителей.
Прокопчук Ольга Юрьевна,
учитель истории и обществознания БОУ г. Омска «Гимназия № 43», призывает к
воспитанию экологии души: «Относитесь к людям так, как хочешь, чтобы они
относились к тебе. Прими самого себя. Береги в себе человека!»
Толькова Ксения Андреевна,
учитель английского языка БОУ г. Омска «Гимназия № 150», говоря об экологии
человека, особое место отводит нравственному аспекту: чистоте помыслов, души,
незапятнанности поступков. А воспитание красотой природы и через красоту не
только формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает
способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой
деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Волкова Юлия Викторовна,
воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад присмотра и оздоровления № 30», согласна
с высказыванием А.И. Герцена: «Природа не может перечить человеку, если человек
не перечит ее законам…», поэтому экологию культуры в своем детском саду
воспитывает посредством проведения акций, субботников, экспериментов и
наблюдений, в которых принимают участие не только дети, но и родители.
Клименко Татьяна Александровна,
воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад присмотра и оздоровления № 30», считает,
что необходимо познать себя как часть природы, поэтому, говоря об экологии
природы, мы говорим об экологии души.
Кульчикова Сауле Олжабаевна,
воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 319», в своей работе особое место
отводит моральным нормам, формированию духовно-нравственного развития. «Есть
такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же
приведи в порядок свою планету». (Антуан де Сент-Экзюпери «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»).
Рахматулина Регина Евгеньевна,
воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 11», считает,
что экологическая культура – это личная ответственность человека в отношении
окружающей среды, его собственная деятельность, поведение и сознательное
ограничение материальных потребностей; способность людей пользоваться своими
экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
Реваева Ольга Николаевна,
воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 270»,
предлагает наводить порядок здесь и сейчас, не проходить мимо, не оставаться
равнодушным, воспитывать сознательность окружающих посредством проведения
различных акций, информативности и даже, может быть, использовать
административные меры.
Кустова Юлия Геннадьевна,
педагог-психолог БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 302»,
как и Руссо выдвинула лозунг «Назад, к природе!», – призывая воспитывать в
людях нравственную неиспорченность, естественность, добродетель и другие
положительные качества. Окружающий ландшафт всегда оказывает определенное
воздействие на психоэмоциональное состояние человека.
Мельникова Юлия Владимировна,
педагог-психолог БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 37»,
пропагандирует здоровьесберегающие технологии, выдвигает общекультурную
проблему – загрязнение сознания, призывает к воспитанию экологической культуры,
к осознанному отношению ко всему, что окружает нас, помня о последствиях своих
действий.
Бондаренко Евгений Александрович,
педагог дополнительного образования (хореография) БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ
«Амурский», экологическую проблему и её решение видит в воспитании чистоты
души, окружающей среды и семьи. Семья воспитывает непрерывно, а педагог
направляет от беседы с родителями до включения в деятельность.
Кадочников Виктор Алексеевич,
педагог-организатор БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО», решить проблему экологического
воспитания предлагает посредством создания ресурсных центров, где работают
программы по экологии.
Садвакасова Мариям Нурлановна,
педагог-организатор БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО», обращает внимание на гармонию
внутреннего и внешнего мира. Необходимо найти гармонию самим с собой –
воспитать себя.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И. Тютчев
От экологии души человека зависит
жизнь всего Человечества на Земле. Берегите свои Души!
Л.А.
Дорохина, БОУ ДО г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива»
Комментариев нет:
Отправить комментарий